НТЛ Элин

НТЛ ЭлИн > Примеры применения >2) Применение регистраторов iButton при контроле транспортировки сторонним транспортом

Примеры применения регистраторов iButton

1) Применение регистраторов iButton при внедрении системы ХАССП
2) Применение регистраторов iButton при контроле транспортировки сторонним транспортом
3) Применение регистраторов iButton при контроле транспортировки своим транспортом
4) Применение регистраторов iButton на складах и в стационарных хранилищах
5) Набор недорогих миниатюрных регистраторов для производственной лаборатории
6) Термообработка мясной продукции — "Царицыно"
7) Транспортировка мясной продукции — "КампоМос"
8) Температурный контроль молочной продукции — "Молочное дело"
9) Транспортировка и хранение красной икры — "Северная компания"
10) Оценка качества процесса пропарки железобетонных изделий - ДСК
11) "Холодовая цепь" транспортировки вакцин — НПО "Микроген"
12) Контроль температуры в холодильных комнатах — "НИИЭМ им. Н.Ф. Гамалеи РАМН"
13) Транспортировка пивных дрожжей — "Лаверна Трейдинг"
14) Выявление фактов несанкционированного вскрытия изотермических контейнеров
15) Хранение лекарств в передвижных аптеках
16 )Птицеводство — НПФ "Инженерные технологии"
17) Контроль работы холодильной техники
18) Современные технологии контроля качества мороженого
19) Проект применения устройств ТЕРМОХРОН для мониторинга состояния РИТЭГ
20) Сравнение устройств ТЕРМОХРОН с цветовыми пленочными термоиндикаторами
21) Применение логгеров iButton в фармацевтике при обеспечении требований GSP
22) Список российских фирм, использующих регистраторы iButton
23) Применение технологий ТЕРМОХРОН и iBDL в исследованиях окружающей среды (pdf)
24) Применение технологий ТЕРМОХРОН и iBDL при исследованиях живых систем (pdf)
25) Косвенный контроль с использованием устройств ТЕРМОХРОН
26) Температурно-прочностной мониторинг бетона
27) Эксперименты российских моржей по регистрации температуры организма человека
28) Энергоаудит жилых и промышленных зданий и инженерных сооружений
29) Регистраторы iButton для обеспечения контроля качества медицинских и микробиологических лабораторий
30) Регистраторы iButton для контроля соблюдения требований GMP
31) Терморегистраторы для контроля хранения и транспортировки донорской крови
32) Эффективная процедура обеспечения контроля Холодовой цепи на примере компании Р-Фарм
33) Система контроля состояния термолабильных препаратов для лечебно-профилактических учреждений от компании Медтест-СПб
34) Регистраторы iButton в проводимых NASA программах изучения окружающей среды (pdf)
35) Оптимальная организация контроля Холодовой цепи (pdf)
36) Использование логгеров iButton при исследованиях, испытаниях и тестировании (pdf)
37) Использование регистраторов iButton при верификации и валидации (pdf)
38) Технология применения “таблеточных” регистраторов ТЕРМОХРОН и iBDL на всех стадиях производства молочных продуктов (pdf)
39) Инструменты для контроля качества коммунальных ресурсов и услуг (pdf)
40) Рекомендации по размещению терморегистраторов в автофургоне-рефрижераторе
41) Практическое подтверждение заявленной изготовителем продолжительности эксплуатации устройств ТЕРМОХРОН

Применение регистраторов iButton при контроле транспортировки продукции сторонним транспортом

Зачем и кому это нужно?

Нередка ситуация, когда производитель (поставщик), заботящийся о качестве своей продукции, не имеет собственного транспорта для её доставки потребителю (получателю) и поэтому пользуется услугами стороннего перевозчика. Если продукция требует особых условий перевозки, которые определяются, прежде всего, температурой хранения, то поставщик должен быть уверен, что нанятая им транспортная компания отнеслась к своим обязанностям ответственно и выполнила работу по доставке груза добросовестно, обеспечив на всем пути следования для него льготный режим, специально оговоренный производителем. Поэтому для поставщика скоропортящейся продукции независимый непрерывный мониторинг режима транспортировки часто является ключом к решению проблемы обеспечения её качества и разрешению взаимных разногласий с перевозчиком. Такой подход актуален для перевозок любым видом транспорта и часто позволяет существенно сократить потери продукции, выбрать наиболее ответственную транспортную компанию, а также выявить слабые места в цепи производитель - склад - доставка - склад - потребитель.

Именно поэтому производители скоропортящейся продукции все чаще требуют от нанятых ими транспортных компаний проведения тщательного температурного мониторинга условий, в которых находится груз. Тем более что международное законодательство в этом отношении становится все более жестким, регламентируя обязательное включение систем независимого мониторинга температуры в стандартную спецификацию любых изотермических транспортных средств (см. например, соглашение ATP Agreement ООН). Эти же положения закреплены в европейском стандарте EN12830:1999, который фактически является перечнем требований к регистраторам температуры, используемым при транспортировании, хранении и дистрибьюции охлажденных, замороженных и быстрозамороженных пищевых продуктов и мороженого. Документ EN12830 закрепляет основные требования, предъявляемые к инструментам для обеспечения температурного мониторинга (т.е. к температурным мониторам), в которых наряду с нормированием метрологических характеристик оговорены также такие важнейшие функциональные особенности подобных устройств, как объективность, независимость, автономность, устойчивость к воздействиям внешних сред, инертность к продукту и т.п.

Если же транспортная компания по каким-либо причинам не хочет или не может обеспечить перевозку вверенного ей груза по установленным общепринятым правилам, связанным с обеспечением контроля режима транспортировки, то наниматель имеет полное право самостоятельно реализовать свои законные права по организации конспиративного или открытого мониторинга перевозимой продукции собственными силами. К примеру, разместив перед отправкой в таре с собственным грузом температурный монитор, точно фиксирующий температурный режим доставки.

Стандартные пути решения

Часто поставщики пытаются решить проблему контроля температурного режима перевозимого груза традиционными способами. В данном случае такой подход не совсем оптимален.

В первую очередь к традиционным методам решения проблемы контроля температуры на транспорте относятся автономные механические самопишущие приборы, использующие для фиксации информации бумажные или магнитные носители. Однако в настоящее время выпуск подобных устройств, учитывая их высокую стоимость, относительно большой расход энергии и слабую устойчивость к неблагоприятным условиям эксплуатации (высокая влажность, грязь, пыль и т.д.), уже практически прекращен. Их заменили электронные самописцы, которые больше известны сейчас под названием Data Loggers или просто логгеры. Эти устройства заслуженно считаются более эффективными температурными мониторами.

Другим традиционным подходом к вопросу контроля температурного режима являются широко распространенные одноразовые цветовые пленочные термоиндикаторы — бумажные или пластиковые полоски, покрытые веществами, обладающими способностью изменять свой цвет при определенной температуре, называемой температурой перехода. Существует два типа индикаторов: одни срабатывают на отклонение температуры выше или ниже нормы, другие отображают не только факт нарушения допустимой температуры, но и продолжительность её воздействия. Причем на первый взгляд этот подход кажется оптимальным по цене, даже по сравнению с недорогими Data Loggers. Но если внимательно проанализировать характеристики и особенности эксплуатации пленочных термоиндикаторов, все представляется не в таком радужном цвете:

  • розничная/оптовая цена термоиндикаторов — 4$/1$, а Data Loggers — 80$/60$;
  • однажды использованный термоиндикатор нельзя применить повторно, а продолжительность эксплуатации Data Loggers ограничена лишь энергией элемента питания, поэтому он сравняется с ценой термоиндикатора за 15…80 ревизуемых им циклов доставки;
  • разрешение по времени воздействия для термоиндикаторов составляет 10...30 мин, такая инерционность регистрации температурного воздействия для многих видов продукции является критической, а инерционность для Data Loggers — 1...6 мин;
  • термоиндикатор — пороговое устройство, его чувствительность составляет 3°С...10°С, а чувствительность Data Loggers обычно — 0,1°С…0,5°С во всем диапазоне измерений;
  • погрешность измерения температуры термоиндикаторами — 1°С, а погрешность для Data Loggers — 0,2°С…1°С;
  • момент и длительность температурного воздействия термоиндикатором не фиксируются, а значит выявить нарушителя температурного режима — затруднительно, в свою очередь Data Loggers каждому температурному значению ставит в соответствие временной отсчет;
  • подготовка к использованию термоиндикаторов требует соблюдения температурного режима, что не является необходимым при работе с Data Loggers;
  • длительность экспозиции контроля температуры у термоиндикаторов — от 20 до 400 часов или от 1 суток до 2 недель, современные Data Loggers могут выполнять регистрацию в течение 5…10 лет;
  • срок годности термоиндикаторов — 2 года с момента изготовления, а Data Loggers имеют часто неограниченный срок эксплуатации при условии замены элемента питания.

Также следует учесть, что пленочные термоиндикаторы не являются измерительными устройствами и поэтому не имеют никаких метрологических сертификатов.

Регистраторы iButton — наиболее рациональное решение

Оптимальный температурный монитор, необходимый поставщику для контроля перевозчика, должен быть автономен, компактен, мобилен, удобен в эксплуатации, сертифицирован, надежно защищен от внешних воздействий, иметь возможность сохранения полной "температурной истории" контролируемого продукта, исключать возможность её фальсификации и при этом не потреблять никакой энергии от внешних источников. Всем этим критериям как нельзя лучше соответствуют относящиеся к классу Data Loggers, миниатюрные защищенные температурные регистраторы iButton или по-другому устройства ТЕРМОХРОН, упакованные в похожие на "таблетку" корпуса F5 can (домофонный ключ). В настоящее время доступны два варианта устройств ТЕРМОХРОН, подходящих для обеспечения мониторинга перемещаемых грузов, с рабочим диапазоном регистрации от -40°C до +85°C: простая и дешевая модификация DS1921G, а также более совершенная, но и более дорогая модификация DS1922L. Остановимся подробнее на преимуществах этих уникальных логгеров, которые делают их незаменимыми помощниками поставщика при обеспечении контроля груза, доставляемого сторонним перевозчиком:

  • малые размеры (диск 17 мм в диаметре) и вес (3,3 г) позволяют легко закрепить ТЕРМОХРОН на любой упаковке или таре, или внутри неё;
  • неприхотливость и надежность в эксплуатации: устойчивость к влаге, кислотам, грязи, пыли, электромагнитным полям, вибрациям, ударам и другим механическим воздействиям, что допускает размещение такого логгера без каких-либо сомнений в произвольном месте транспортного средства;
  • высокая точность измерения температуры (погрешность ±1°С для DS1921G, погрешность ±0,5°С для DS1922L);
  • длительный, определяемый пользователем рабочий период регистрации (до года для DS1921G, до 10 лет для DS1922L);
  • широкие пределы назначаемого пользователем интервала между регистрируемыми измерениями температуры (от 1 мин до 255 мин (6 измерений в сутки) для DS1921G, от 1 с до 273 часов (одно измерение за 11 суток) для DS1922L);
  • благодаря наличию встроенного узла часов-календаря реального времени, показания которого однозначно сопоставлены с каждым зарегистрированным температурным значением, ТЕРМОХРОН точно указывает виновного в нарушении температурного режима;
  • возможность запуска процедуры накопления результатов точно в заданный момент времени (для DS1921G), а также при нарушении определенных заранее температурных порогов (для DS1922L);
  • невозможность подделки "температурной истории", зафиксированной устройствами ТЕРМОХРОН, что гарантируется особенностями архитектуры этих устройств (для DS1921G), а также специальной системой паролей (для DS1922L);
  • простота обслуживания — считывание накопленной информации осуществляется посредством кратковременного касания корпуса регистратора зондом прибора поддержки;
  • благодаря наличию всех необходимых международных и российских сертификатов, в случае применения устройств ТЕРМОХРОН их показания могут быть использованы при разрешении даже юридических споров о качестве доставки продукции;
  • биологическая инертность материалов корпуса, а также возможность дезинфекции и стерилизации герметичного корпуса этих регистраторов, делает возможным их неоднократное размещение непосредственно в продукте, в том числе внутри пищевых или фармацевтических продуктов;
  • полная окупаемость благодаря невысокой стоимости и возможности длительной эксплуатации (ресурс устройств ТЕРМОХРОН — 9…10 лет при выборе интервала между измерениями > 5 мин);
  • отсутствует необходимость в дополнительной маркировке транспортируемого продукта, поскольку вся сопроводительная текстовая информация о нем может быть размещена в специальном разделе памяти устройства ТЕРМОХРОН — ярлыке;
  • множество функций, удобных при эксплуатации, включая: наличие уникального индивидуального идентификационного номера, возможность точной синхронизации часов нескольких "таблеток"-логгеров для обеспечения эффективной совместной регистрации, отложенный старт регистрации в точно заданное время или при нарушении заданной температуры, режим кольцевого буфера при накоплении данных и др.

Характеристики устройств ТЕРМОХРОН являются во многом уникальными даже по сравнению с возможностями большинства современных моделей Data Loggers иных производителей. Например, активно рекламируемые на российском рынке терморегистраторы производства TESTО (Германия), ThermaData (Великобритания), Logtag (Новая Зеландия), Onset (США) по многим позициям проигрывают "таблеткам"-логгерам от Maxim Integrated именно в применениях, связанных с контролем перевозок, выполняемых сторонним транспортом. Габариты этих регистраторов не позволяют скрытно установить их или защитить пломбой. Эргономичный внешний вид и наличие индикационного табло или светодиодов, а также внешних кнопок запуска, лишены в подобных применениях смысла, более того, являются лишней тратой денег и способствуют расходу энергии на невостребованные функции. При этом случайное нажатие на кнопку перезапуска логгера может нарушить планы контролёра. Крепление логгера специальными блокирующими замочками на чужом транспорте вряд ли кто разрешит. Наличие батарейного отсека позволяет умышлено извлечь, а затем разрядить (или заменить) батарею питания логгера, блокировав его работу. А пластиковые корпуса, в которые, как правило, упаковываются подобные устройства, часто может выделять недопустимые количества химических веществ, что не позволяет размещать их непосредственно в продукте, если это необходимо.

"Термошпион"

Если требуется проверить качество соблюдения температурного режима перевозки, поставщик может скрытно от организации, выполняющей транспортировку и, следовательно, несущей ответственность за качество предоставляемых услуг, установить необходимое число устройств ТЕРМОХРОН на тару или разместить их непосредственно внутри продукта, а по прибытии изъять их и проанализировать истинную "температурную историю" перевозки. В этом случае миниатюрные "таблетки"-логгеры будут выступать в роли малоприметных неприхотливых эффективных "температурных шпионов" (или "термошпионов"), скрупулезно фиксирующих все изменения температуры груза, перевозимого сторонними транспортными компаниями.

Особо стоит отметить в этой связи тот факт, что устройства ТЕРМОХРОН зарегистрированы в Государственном реестре средств измерений Российской Федерации (см. раздел Сертификация). Поэтому, в случае возникновения каких-либо претензий к качеству продукта, протокол работы устройства ТЕРМОХРОН может выступать в роли доказательства при разрешении конфликта в судебном порядке. А полная биологическая инертность материалов корпуса подтверждает право контролёра размещать регистраторы непосредственно внутри любого пищевого продукта. Поскольку корпус этих приборов допускает дезинфекцию и стерилизацию, после соответствующей обработки устройства ТЕРМОХРОН можно повторно размещать непосредственно в тестируемом продукте.

По окончании доставки регистраторы извлекают из транспортируемых единиц продукции, а зафиксированные ими данные считываются с помощью компьютерного комплекса поддержки. Информация, собранная малоприметными "термошпионами", позволяет выявить прорехи и халатность в отношении перевозчика к вверенному ему грузу, или напротив, подтвердить его аккуратность и ответственность.

Поскольку любая из схем эксплуатации регистраторов при контроле чужого транспорта требует их периодического извлечения из контрольных точек, для работы с ними удобно использовать обычный пластиковый брелок DS9093N. Закрепленная в нем "таблетка"-логгер может быть подвешена, благодаря наличию на конце такого брелка специального отверстия, за любой пригодный для этого выступ, а после завершения процедуры регистрации оперативно снята с целью изменения значений установочных параметров или считывания накопленной ей информации. Кроме того, работа с устройствами ТЕРМОХРОН значительно упрощается при закреплении корпуса F5 can в держателе DS9093N, т.к. в этом случае процедура установки и изъятия "таблетки" из приемного зажима Blue Dot компьютерных комплексов облегчается, благодаря наличию своеобразного пластикового "рычага", роль которого играет держатель DS9093N.

Другим достаточно простым и практичным способом крепления устройств ТЕРМОХРОН является применение для этих целей широкораспространенных герметически закрываемых Zip-пакетов из полиэтиленовой пленки, оснащенных специальной пластиковой защелкой (замком). После того как "таблетка" (оформленная брелоком или без него) помещена в такой пакет, он может быть прикреплен, с помощью обычного скотча, булавки или скрепки (или даже степлера), непосредственно к таре с продуктом, нуждающимся в температурном мониторинге.

При использовании устройств ТЕРМОХРОН в качестве "термошпионов" немаловажно правильно выбрать место размещения "таблетки"-логгера. Следует выбирать место, наиболее критичное для обеспечения условий соблюдения температурного режима (например, как можно дальше от холодильной установки или как можно ближе к дверям изотермического кузова или контейнера). Проблема выбора контрольной точки размещения устройства ТЕРМОХРОН требует особого внимания, поскольку неверная методика применения регистратора может привести к неверным результатам и выводам о зафиксированных значениях температуры и, следовательно, о качестве контролируемого продукта. Тем более, что температура вдоль всего пространства, в котором размещается груз, может быть различной. Поэтому, если поставщик пользуется услугами постоянного перевозчика, то по обоюдной договоренности с ним надлежит выполнить мероприятия по экспериментальному определению характера распределения температурного поля в типовых кузовах или контейнерах его транспортных средств. В результате такого тестирования поставщик может даже принять решение об использовании для контроля груза не одной "таблетки", а нескольких, особенно если груз ответственный.

Открытый контроль перевозчика

Однако следует учитывать, что использование описанной выше схемы конспиративного контроля, как правило, эффективно только на начальных стадиях её применения. Через какое-то время, чувствуя постоянный надзор и получая от заказчика перевозки обоснованные претензии, представители транспортного предприятия нередко начинают ловчить. Они ищут и зачастую находят спрятанный в продукции регистратор, а затем подделывают результаты контроля, перемещая ТЕРМОХРОН на время транспортировки в холодильник с целью фальсификации "температурной истории" (т.к. только поместив "таблетку" в зону с гарантированной температурой, можно сделать её показания приемлемыми для злоумышленника). Поэтому, если поставщик заинтересован не в том, чтобы уличить перевозчика в злом умысле, а именно в обеспечении качественной доставки своего груза, существует другой испытанный и надежный способ применения устройств ТЕРМОХРОН. При этом не требуется соблюдения скрытности при закладке регистраторов. Напротив, необходимо осуществлять все действия по установке устройств ТЕРМОХРОН на контролируемый груз ОТКРЫТО.

При организации открытого контроля следует применять специальные технологии, связанные с обеспечением безопасности и сохранности товаров и грузов при их транспортировке. Для этой цели эффективны специальные номерные пломбы. Они позволяют не только надежно закрепить устройство ТЕРМОХРОН на таре с контролируемым продуктом, но и гарантировано обеспечить при этом невозможность несанкционированного снятия его с удерживающей поверхности.

Так, для обеспечения пломбирования устройств ТЕРМОХРОН, упакованных в стандартные Zip-пакеты из полиэтиленовой пленки, эффективны самоклеящиеся номерные пломбы. Особенностью этих изделий является индивидуальная нумерация. На поверхности пленки каждой самоклеющейся пломбы в процессе производства нанесены индивидуальные неповторяющиеся контрольные шестизначные номера. При попытке отклеивания такой пломбы, на ней проявляются предупреждающие индикаторные надписи "ВСКРЫТО" (OPEN) и др., легко определяемые визуально и уже не исчезающие при попытке повторного наклеивания.

Для этих же целей удобна специальная номерная самоклеящаяся пломбировочная пленка-скотч, обладающая аналогичными свойствами. В этом случае надобность в Zip-пакете, выполняющем удержание устройства ТЕРМОХРОН, вообще отпадает. Поскольку такая пленка-скотч, целиком со всех сторон охватив корпус регистратора (даже если он оформлен брелоком), может быть надежно зафиксирована на удерживающей поверхности, исключив тем самым возможность несанкционированного извлечения "таблетки" из контрольной точки. В случае вскрытия скотча, фиксирующего регистратор, и на корпусе логгера, и на удерживающей поверхности также проявляются предупреждающие индикаторные надписи. Поэтому, при использовании такого крепления-пломбы, непосредственно перед считыванием данных, накопленных в памяти устройства ТЕРМОХРОН, его корпус должен быть тщательно очищен.

Перед отправкой груза код пломбировочного скотча и номер устройства ТЕРМОХРОН в обязательном порядке фиксируются контролером в присутствии представителя перевозчика в специальном журнале или накладной. Отсутствие следов внешнего воздействия, а также соответствие индикаторного кода на самоклеющейся пломбе и номера регистратора числам, указанным в накладной, являются надежной гарантией отсутствия подмены "температурной истории" пломбируемого груза. В случае обнаружения следов вскрытия или несовпадения номеров пломбы и устройства ТЕРМОХРОН с номерами, зафиксированными в накладной, оформленной перед отправкой груза, составляется Акт о нарушении условий транспортировки, а данные, зафиксированные таким логгером, считаются недостоверными.

Если габариты и вес тары, на которой номерным скотчем закреплен регистратор, невелики и она легко перемещаема (бывает, что весь груз имеет мелкий формат упаковки), рекомендуется дополнительно фиксировать (скрепить) точно таким же скотчем-пломбой эту упаковку относительно других упаковок в укладке груза или даже относительно стенки изотермического кузова или контейнера. Тогда переместить тару с установленным логгером с целью подделки "температурной истории" будет затруднительно.

Обслуживание

Параметры, определяющие алгоритм работы устройства ТЕРМОХРОН, предварительно задаются самим пользователем непосредственно перед закладкой логгера в груз с помощью сертифицированных комплексов полномасштабной поддержки TCR (для DS1921G) или iBDLR (для DS1922L). Каждый из комплексов включает все необходимые аппаратные и программные средства, устанавливаемые на любой персональный компьютер. С помощью таких комплексов можно легко подготовить устройства ТЕРМОХРОН к очередной сессии регистрации температуры. Для этого необходимо синхронизировать часы/календарь каждой из "таблеток" с образцовыми часами компьютера, заполнить ярлык, ввести значения верхнего и нижнего контрольных порогов (их значения могут быть разными для различной продукции), задать временную задержку до начала регистрации, назначить тип алгоритма заполнения буфера последовательных отсчетов, выбрать разрядность сохраняемых данных, а также установить интервал между отдельными измерениями температуры, а затем запустить новую сессию логгера.

От величины интервала между измерениями (или по-другому частоты регистрации) зависит длительность экспозиции, фиксируемая в памяти устройства ТЕРМОХРОН. Так, если интервал между измерениями составляет 1 минуту, то вся память регистратора DS1921G будет заполнена через 1,4 суток, при интервале 5 минут — за неделю, при интервале 20 минут — за месяц, при интервале 255 минут — почти за год. При разрядности сохраняемых данных 1 байт и интервале между измерениями 1 секунда вся память регистратора DS1922L будет заполнена через 2,3 часа, при интервале 1 минута — за 5,6 суток, при интервале 10 минут — за 2 месяца, при интервале 1 час — почти за год. С другой стороны, при выборе значения частоты регистрации необходимо учитывать особенность временной дискретности данных, накапливаемых регистраторами, иначе некорректно заданная уставка может привести к ошибке, равной по величине интервалу между отсчетами, фиксируемыми "таблеткой"-логгером. Например, в изотермическом кузове хранится продукт, температура которого контролируется устройством ТЕРМОХРОН и является приемлемой, когда двери кузова закрыты. Пусть значение частоты регистрации, заданное для "таблетки", составляет 20 минут. Тогда, если двери кузова будут открыты на 1 минуту именно в момент измерения, выполняемого устройством ТЕРМОХРОН, то, несмотря на то, что из 20 минут при приемлемой температуре регистратор находился 19 минут, и только 1 минуту (в течение которой двери были открыты) при неприемлемой, "таблетка" зафиксирует, что все 20 минут контролируемый продукт был при неприемлемой температуре. Описанный пример связан со случайной, но вполне вероятной ситуацией. И напротив, выбрав частоту регистрации 20 минут, нельзя рассчитывать "отловить" события длительностью 1…2 минуты. Вероятность этого тем более будет делом случая.

Пользователь также может определить для каждого из устройств ТЕРМОХРОН момент старта фиксации результатов. При этом процедура регистрации может начаться сразу же после задания значений установочных параметров, или в точно назначенный момент календарного времени, или после достижения температурой, контролируемой регистратором, предварительно заданного порогового значения. Такая возможность позволяет, например, назначить старт регистрации измерительной информации точно на момент времени размещения продукта в транспортном средстве (на час отправки), чтобы не фиксировать впустую температуру до момента размещения регистратора в таре. Например, если известно, что упаковка продукции, а следовательно и закладки логгера, будет завершена к 12 часам следующего дня, момент начала регистрации следует установить именно на это время или чуть раньше.

Если выбран режим заполнения памяти устройства ТЕРМОХРОН результатами измерений по кольцу, то когда бы ни был отправлен груз, ревизуемый этим регистратором, контролёр всегда будет располагать его "температурной историей" на последнем участке транспортировки. И напротив, отмена режима кольцевого буфера позволяет пользователю зафиксировать в разделе памяти последовательных отсчетов только процесс регистрации температуры, жестко связанный с назначенным им моментом старта и с определенной им длительностью экспозиции, а затем вообще прекратить запись измерительной информации. Это исключает потерю данных, накопленных регистратором на заданном поставщиком участке доставки, благодаря блокировке работы логгера на время его возвращения к контролёру (по этой схеме работает большинство поставщиков, использующих устройства ТЕРМОХРОН).

Кроме того, в каждом логгере имеется сегмент памяти, называемый ярлыком. Туда пользователь может занести произвольную текстовую информацию, характеризующую, например, параметры и характеристики груза, данные об ответственном за груз лице, особые условия и сроки хранения и т.п. Для этого удобно использовать возможности буфера промежуточного хранения Clipboard операционной системы Windows, копируя эти данные в область ярлыка непосредственно из базы данных предприятия или электронного документа-описания продукта. В ярлыке удобно также сохранить доступную информацию о перевозчике: номер и тип транспортного средства, временные параметры и оговоренные условия транспортировки, контролируемая зона или номер тары с логгером и т.д.

Считывание результатов, накопленных устройствами ТЕРМОХРОН, также производится при помощи комплексов TCR или iBDLR. Полученные данные могут быть представлены как в текстовом формате (пригодном для дальнейшей обработки популярным табличным процессором Microsoft Excel), так и в виде графиков и гистограмм. При этом ярлык тоже выводится на экран компьютера рядом с эпюрами температуры, что позволяет однозначно связать визуализируемую "температурную историю" с конкретной контрольной точкой или единицей перемещаемого груза.

Взаимодействия участников доставки

Как правило, при использовании устройств ТЕРМОХРОН с целью температурного мониторинга груза, доставляемого сторонним транспортом, в абсолютном большинстве случаев приходится так или иначе перемещать "таблетки", и они все равно попадают в офис. Поэтому пользователю-поставщику или пользователю-получателю, организующему ревизионные мероприятия, для обеспечения поддержки регистраторов достаточно только компьютерного комплекса TCR или iBDLR в офисе, и, как правило, больше ничего из средств сопровождения логгеров не требуется. Поскольку компьютерный комплекс выполняет ПОЛНОМАСШТАБНОЕ обслуживание устройств ТЕРМОХРОН, то, поднеся любое из них к компьютеру, на котором инсталлированы все остальные элементы этого средства поддержки, можно выполнить ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ функции по поддержке этих регистраторов. Таким образом, обычная схема контроля выглядит следующим образом. Сначала "таблетки" подготавливаются к новому циклу в офисе поставщика, потом подкладываются в груз, потом происходит собственно процесс транспортировки, после завершения которого представитель поставщика или потребитель извлекает логгеры и отправляет их по почте или с возвращающимся транспортом обратно в офис отправителя, где из памяти логгеров извлекаются накопленные данные и производится их анализ и документирование. Эта схема может быть реализована наоборот, если ревизию доставки осуществляет заинтересованный получатель.

Перед выполнением поставки продукции поставщику следует также заключить с потребителем Договор, в соответствии с которым потребитель, который, как правило, сам не меньше заинтересован в качестве поставляемого продукта, обязуется выполнить ряд мероприятий, связанных с обеспечением контроля температурного режима. В Договоре в обязательном порядке должен быть предусмотрен отдельный пункт, регламентирующий безусловный возврат поставщику всего оборудования, необходимого для обеспечения контроля (прежде всего, предоставляемых поставщиком устройств ТЕРМОХРОН).

Если контрольные мероприятия осуществляются открыто, то поставщику надлежит заключить отдельный Договор с транспортной компанией, выполняющей доставку продукта до потребителя, в котором специально оговариваются меры по соблюдению при перевозке температурного режима, и указывается, что в качестве дополнительных независимых индикаторов качества транспортировки будут использованы показания устройств ТЕРМОХРОН, которые зарегистрированы в Государственном реестре средств измерений и допущены к применению на территории Российской Федерации. Наиболее правильным будет, если о проводимых контрольных мероприятиях будет проинформирована также страховая компания поставщика. После загрузки и установки логгеров необходимо провести опломбирование кузова или контейнера транспортного средства. Затем в транспортной накладной делаются необходимые отметки об использовании средств мониторинга, а непосредственный перевозчик (водитель) предупреждается об ответственности и о том, что груз находится под контролем. После прибытия груза в пункт назначения получателю следует проводить приемку груза обязательно в присутствии представителя перевозчика.

Однако очень часто возникает вопрос, как эффективно доказать качество выполненной перевозки получателю, который не имеет никаких средств поддержки регистраторов, используемых поставщиком?

Экспедитор с измерительным комплексом. Если груз сопровождается уполномоченным лицом поставщика, то самый простой выход — это оснастить такого экспедитора адаптером, компакт-диском с программным обеспечением и приемником "таблеток", чтобы он каждый раз инсталлировал комплекс полномасштабной поддержки на персональном компьютере очередного получателя. Поскольку экспедитор уже имеет опыт работы с комплексом, он выполнит его установку и покажет представителю получателя всю необходимую ему информацию, зафиксированную логгерами в ходе транспортировки груза, быстро и доходчиво. Кроме того, обычно количество потребителей-контрагентов поставщика ограничено, а значит, установку программного обеспечения не надо повторять каждый раз после первой поездки экспедитора. Достаточно просто привезти и подключить адаптер комплекса с подсоединенным к нему приемником "таблеток" (эти компоненты умещаются в кармане) к порту компьютера поставщика и запустить уже ранее установленную на нем программу.

Еще более эффективным помощником экспедитора является считыватель iB‑Flash. Сохранение считанных им данных производится в виде файлов информационных копий на съемных энергонезависимых носителях — Flash‑картах. Помимо каталогов для хранения данных, считываемых этим прибором из памяти регистраторов, его Flash‑карта содержит демонстрационные программы ThCh_R_Demo и iBDL_R_Demo. При их запуске все окна оболочки визуализации будут заполнены данными из файла, содержащего копию памяти последнего обслуженного прибором iB‑Flash регистратора. Таким образом, с использованием только картридера, в котором размещена Flash‑карта, извлеченная из считывателя, возможен как просмотр, так и распечатка результатов, накопленных любым из регистраторов, корпуса которых коснулся щуп прибора iB‑Flash, даже на персональном компьютере, не оснащенном никакими программами поддержки технологии ТЕРМОХРОН или технологии iBDL.

Поставка с детектором. Партия поставки (или первая из партий в программе поставок) потребителю снабжается поставщиком специальным недорогим автономным прибором — детектором тревог TCD, который затем остается у потребителя. Предварительно прибор TCD программируется поставщиком на детектирование факта нарушения предварительно установленных для каждого логгера пределов. Значения температурных пределов должны быть записаны в каждый регистратор еще на этапе программирования установочных значений режима регистрации, т.е. непосредственно перед помещением логгеров в груз.

При выгрузке продукта из транспортного средства потребителем НЕМЕДЛЕННО производится анализ температурного режима перевозки с помощью прибора TCD. Эта операция является совершенно не сложной и однозначной для самого неквалифицированного пользователя. При выявлении нарушения температурного режима составляется Акт с указанием: номера транспортного средства, идентификационного номера регистратора, зафиксировавшего нарушение, и точного момента прибытия груза.

Для последующего подробного анализа условий температурного режима транспортировки потребитель высылает поставщику изъятые им регистраторы почтовым отправлением или иным образом. Такой анализ и архивирование данных с "температурными историями" перевозки осуществляется поставщиком с помощью компьютерного комплекса полномасштабной поддержки логгеров только в случае, если потребителем выявлено конкретное нарушение температурного режима (т.е. при наличии соответствующего Акта). Если же поставщик не зафиксировал нарушений температурного режима при транспортировке груза, то анализ "температурной истории" каждого регистратора может вообще не производиться.

Поскольку регистраторы все равно должны быть возвращены поставщиком, т.к. они ориентированы на многократное использование, логично модернизировать эту схему, обязав потребителя возвращать и "таблетки", и детектор TCD. В этом случае могут быть достигнуты следующие преимущества: цена предоставляемого для контроля потребителем оборудования будет равна нулю, т.к. потребитель должен будет всякий раз возвращать все оборудование по условиям заключенного с ним Договора. Кроме того, под каждую конкретную поставку можно перепрограммировать критерии нарушения температурного режима, фиксируемые прибором TCD (если условия хранения и транспортировки продукта разные, например, для одной вакцины критично превышение температуры +10°С в течение 1 часа, а для другой вакцины критична температура ниже +1°C в течение суток).

Привилегированный потребитель. Если потребитель надежный и отношения с ним постоянные и длительные, а объем поставок велик, то поставщику целесообразно за свой счет укомплектовать такую организацию отдельным комплексом (который переходит к потребителю в эксплуатацию на временной или постоянной основе). В этом случае получатель груза сможет самостоятельно отслеживать все особенности транспортировки и анализировать нюансы нарушений температурного режима доставки груза, информируя поставщика, при необходимости, только файлами данных, зафиксированных регистраторами, пересылая их, например, по электронной почте.

Если потребителю необходимо только проконтролировать и задокументировать результаты, зафиксированные регистраторами, значительно более привлекательным по цене является использование не дорогих комплексов или TCFG, или TCFG+, или iBDLFG. Любой из таких комплексов без труда устанавливается на любой персональный компьютер, оснащенный COM-портом или USB‑портом, и позволяет создавать файлы с данными, извлеченными из памяти любого устройства ТЕРМОХРОН различных модификаций. Затем такие файлы могут быть легко обработаны и документированы, благодаря возможностям свободно доступных макросов MS Excel генераторов отчетов или генераторов графиков для устройств ТЕРМОХРОН различных модификаций.

Выявление хищений

Кроме того, в памяти регистраторов DS1922L могут быть зарегистрированы даже относительно непродолжительные (единицы секунд) нарушения температурного режима транспортировки продукции, связанные, например, с несанкционированным вскрытием изотермических контейнеров. Поэтому, если закрепить такую "таблетку"-логгер на внутренней стенке правой створки двери изотермического кузова или контейнера транспортного средства перевозчика, которую злоумышленник не может не открыть (откинуть) для проникновения внутрь, можно своевременно обнаружить и точно зафиксировать момент времени, когда произошло хищение груза, и тем самым выявить причастных к этому событию лиц. Еще более эффективный контроль несанкционированного нарушения (в том числе выявление хищений) температурного режима в течение длительной транспортировки продукции рефрижераторным транспортом обеспечивается при использовании функции старта процедуры регистрации данных только после нарушения температурой, контролируемой регистратором DS1922L, предварительно заданного порога.

Установка устройств ТЕРМОХРОН в изотермических кузовах или контейнерах с целью контроля их несанкционированного вскрытия должна производиться сразу после погрузки продукции на автотранспорт, непосредственно перед закрытием дверей изотермического кузова и их пломбированием. При этом для крепления регистратора на удерживающей поверхности двери кузова, обычно содержащей большое количество железа, удобно использовать супермагниты DS9102#. Чтобы обеспечить быструю реакцию регистратора на изменение окружающей температуры, между супермагнитом и корпусом "таблетки" необходимо установить прокладку, выполненную из любого теплоизолирующего материала.

Обычно при использовании такой схемы ревизия сохранности груза во время его транспортировки должна производиться представителем поставщика сразу после прихода автотранспортного средства на место назначения. Для этих целей оптимально использование автономного комплекса сопровождения устройств ТЕРМОХРОН, построенного на базе миниатюрного ноутбука, оснащённого либо комплексом TCR, либо комплексом TCFG. Используя подобный мобильный компактный автономный комплекс, представитель фирмы-хозяина груза на глазах у водителя, выполнявшего доставку, может считать данные из памяти контрольного устройства ТЕРМОХРОН, закрепленного на двери кузова или контейнера, и наглядно отобразить их на экране миниатюрного ноутбука. При этом с точностью до мельчайших нюансов в табличном или в графическом виде воспроизводится вся достоверная "температурная история" транспортировки груза. Кроме того, любой из таких комплексов позволяет сохранить накопленные логгером результаты в памяти миниатюрного ноутбука, поэтому возвратившись к стационарному персональному компьютеру, установленному в офисе, можно экспортировать в память PC данные, полученные перед этим от каждой из "таблеток"-логгеров, и подготовить бумажный документ, наглядно демонстрирующий момент нарушения режима транспортировки (в том числе момент хищения). Подробнее см. здесь.

Что дает мониторинг грузов?

Главное для любого поставщика, использующего услуги стороннего перевозчика — это добиться того, чтобы к его продукции изменилось отношение со стороны транспортников. Поэтому и нужен строгий контроль доставки груза. Чтобы каждый в нанятой вами транспортной компании осознал, насколько ценен ваш груз, доставить который поручено ему, и что вы в любой ситуации ведете жесткий контроль качества доставки. Как показывает практика, благодаря применению систем мониторинга температурного режима транспортировки существенно повышается ответственность и внимание перевозчиков к грузу. Кроме того, удается значительно сократить потери при транспортировке. Вот средние цифры снижения потерь при обеспечении контроля перевозок: для лекарственных препаратов — 15%, для мясомолочной продукции — 25%...30%, для замороженных продуктов — от 50% и выше. Однако есть случаи, когда с помощью устройств ТЕРМОХРОН удается доказать халатность перевозчика и вернуть 100% потерь. Более того, как показывает практика, при проведении контрольных мероприятий отношение к грузу со стороны всех участников процесса транспортировки резко меняется. В частности, повышается дисциплина складского персонала поставщика, водителей транспортных компаний, персонала получателя. А в итоге продукция доставляется без потерь в качестве.

Применение же технологии ТЕРМОХРОН для контроля хищений позволяет не только выявить конкретные факты воровства грузов, но и полностью доказать причастность к этим событиям персонала фирм-перевозчиков, а также установить конкретных виновных. В конечном счете, благодаря температурным "таблеткам"-регистраторам поставщик (хозяин груза) может раскрыть механизм хищения, найти прорехи в регламенте мероприятий по обеспечению сохранности перевозимых товаров и выработать иную, более эффективную методику пломбирования, исключающую хищение продуктов на этапе их транспортировки, или же воспользоваться услугами более надежного перевозчика.

Наверх