НТЛ Элин

НТЛ ЭлИн > Примеры применения >40) Рекомендации по размещению терморегистраторов в автофургоне-рефрижераторе

Примеры применения регистраторов iButton

1) Применение регистраторов iButton при внедрении системы ХАССП
2) Применение регистраторов iButton при контроле транспортировки сторонним транспортом
3) Применение регистраторов iButton при контроле транспортировки своим транспортом
4) Применение регистраторов iButton на складах и в стационарных хранилищах
5) Набор недорогих миниатюрных регистраторов для производственной лаборатории
6) Термообработка мясной продукции — "Царицыно"
7) Транспортировка мясной продукции — "КампоМос"
8) Температурный контроль молочной продукции — "Молочное дело"
9) Транспортировка и хранение красной икры — "Северная компания"
10) Оценка качества процесса пропарки железобетонных изделий - ДСК
11) "Холодовая цепь" транспортировки вакцин — НПО "Микроген"
12) Контроль температуры в холодильных комнатах — "НИИЭМ им. Н.Ф. Гамалеи РАМН"
13) Транспортировка пивных дрожжей — "Лаверна Трейдинг"
14) Выявление фактов несанкционированного вскрытия изотермических контейнеров
15) Хранение лекарств в передвижных аптеках
16 )Птицеводство — НПФ "Инженерные технологии"
17) Контроль работы холодильной техники
18) Современные технологии контроля качества мороженого
19) Проект применения устройств ТЕРМОХРОН для мониторинга состояния РИТЭГ
20) Сравнение устройств ТЕРМОХРОН с цветовыми пленочными термоиндикаторами
21) Применение логгеров iButton в фармацевтике при обеспечении требований GSP
22) Список российских фирм, использующих регистраторы iButton
23) Применение технологий ТЕРМОХРОН и iBDL в исследованиях окружающей среды (pdf)
24) Применение технологий ТЕРМОХРОН и iBDL при исследованиях живых систем (pdf)
25) Косвенный контроль с использованием устройств ТЕРМОХРОН
26) Температурно-прочностной мониторинг бетона
27) Эксперименты российских моржей по регистрации температуры организма человека
28) Энергоаудит жилых и промышленных зданий и инженерных сооружений
29) Регистраторы iButton для обеспечения контроля качества медицинских и микробиологических лабораторий
30) Регистраторы iButton для контроля соблюдения требований GMP
31) Терморегистраторы для контроля хранения и транспортировки донорской крови
32) Эффективная процедура обеспечения контроля Холодовой цепи на примере компании Р-Фарм
33) Система контроля состояния термолабильных препаратов для лечебно-профилактических учреждений от компании Медтест-СПб
34) Регистраторы iButton в проводимых NASA программах изучения окружающей среды (pdf)
35) Оптимальная организация контроля Холодовой цепи (pdf)
36) Использование логгеров iButton при исследованиях, испытаниях и тестировании (pdf)
37) Использование регистраторов iButton при верификации и валидации (pdf)
38) Технология применения “таблеточных” регистраторов ТЕРМОХРОН и iBDL на всех стадиях производства молочных продуктов (pdf)
39) Инструменты для контроля качества коммунальных ресурсов и услуг (pdf)
40) Рекомендации по размещению терморегистраторов в автофургоне-рефрижераторе
41) Практическое подтверждение заявленной изготовителем продолжительности эксплуатации устройств ТЕРМОХРОН

Рекомендации по размещению терморегистраторов в автофургоне‑рефрижераторе

В настоящее время производители и продавцы практически всех видов термонеустойчивой продукции с ограниченным сроком реализации, в том числе – пищевой, аграрной, медико‑фармацевтической и т. д., все более заботятся о сохранности её потребительских свойств на всех этапах производства, хранения и доставки от производителя к конечному потребителю. К термонеустойчивой продукции в первую очередь относятся продукты и медикаменты, требующие для обеспечения безопасности их потребления обязательного соблюдения специальных температурных режимов и правил хранения, без обеспечения соблюдения которых их употребление может привести к вреду для здоровья потребителя.

Вопросы транспортировки любой термонеустойчивой продукции (скоропортящихся грузов) регламентируются соответствующими документами, как на международном, так и на отечественном уровне. Так, например, правила надлежащей дистрибуции лекарственных препаратов (GDP), разработанные Всемирной организацией здравоохранения, уже внедрённые в практику российской фармацевтической дистрибуции, устанавливают, что оборудование, используемое для контроля соблюдения режимов перевозок такой продукции должно быть валидированным, а распределение температуры в изотермическом пространстве, где хранится или транспортируется эта продукция, должно быть равномерным. Данные температурного контроля должны тщательно фиксироваться и быть доступны для стороннего контроля.

Применительно к пищевой и аграрной продукции также существуют аналогичные зарубежные и отечественные нормативные документы (наиболее известным из них является европейский стандарт EN12830, который регламентирует характеристики автономных регистраторов температуры, используемых для целей контроля условий транспортирования, хранения и распределения охлажденных, замороженных и глубоко/быстрозамороженных пищевых продуктов и мороженого).

Однако в российских нормативных документах вопросы контроля таких рисков недостаточно детализированы. И если в документах, регламентирующих правила перевозки медицинских иммунобиологических препаратов, хотя бы упоминается о необходимости применения специальных независимых средств контроля температуры содержания груза (см. «Условия транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов. Санитарно‑эпидемиологические правила, СП 3.3.2.1248‑03»), то применительно к пищевому и аграрному секторам отечественной промышленности, все меры по обеспечению независимого контроля температурных режимов хранения определяются только подвижничеством производителей, перевозчиков и продавцов, и их заботой о собственном имидже, напрямую связанном с качеством поставляемой продукции.

В данной статье приведены некоторые рекомендации по выбору места установки независимых терморегистраторов и их документальному сопровождению. Рекомендации приводятся безотносительно к характеру груза и конкретному режиму транспортировки.

Скоропортящиеся грузы – это грузы, которые для обеспечения сохранности при перевозке требуют соблюдения определённого температурного режима и строгого выполнения санитарно‑гигиенических требований. Для каждого вида груза существует допустимый минимальный и максимальный температурный режим, при котором процессы нежелательных изменений качества замедляются. Это особенно важно при длительных перевозках, характерных как для междугородных перевозок, так и для международного сообщения.

Согласно действующим правилам перевозки скоропортящихся грузов, ответственность за погрузку, правильность укладки и размещения скоропортящихся грузов в кузове или в контейнере возлагается на грузоотправителя. Грузоперевозчик, в свою очередь, отвечает за поддержание в кузове или контейнере требуемой температуры, изменение которой допускается в достаточно узких диапазонах. В правилах также предусмотрена необходимость контроля температуры на этапах подготовки, погрузки и разгрузки грузов.

В настоящее время, чтобы информировать грузоотправителя о соблюдении температурного режима в процессе перевозки, многие компании‑перевозчики оснащают свои транспортные средства специальной аппаратурой, позволяющей контролировать температуру внутри рефрижератора не только на стоянке, но и в процессе перевозки. Такая аппаратура должна обеспечивать достоверные и независимые результаты измерения, что накладывает на её реализацию достаточно жёсткие требования, в частности по регламентируемым метрологическим и функциональным характеристикам, а также по защите результатов измерений от внешних воздействий и от возможной фальсификации данных. Для того чтобы у всех участников процесса перевозки груза не было сомнений в качестве используемой аппаратуры, она должна пройти независимое тестирование и проверку в аккредитованных поверочных организациях Ростехрегулирования, т.е. иметь свидетельство (сертификат) о её включение в Государственный Реестр средств измерения РФ.

В качестве аппаратуры контроля температуры внутри рефрижераторов и изотермических контейнеров в настоящее время уже обычно использование электронных регистраторов или индикаторов (как химических, так и электронных). Стоит отметить, что индикаторы температуры способны отслеживать только её критические изменения, то есть те моменты, когда температура достигнет каких‑либо заранее заданных отметок. Поэтому полученные с помощью индикаторов качественные результаты дают весьма приближённую количественную картину воздействия температуры на контролируемый продукт и не позволяют полностью оценить риски, связанные с продолжительностью и уровнем выходов температуры содержания продукта за оговоренные пределы. Электронные регистраторы постоянно отслеживают все колебания температуры с привязкой к реальному времени. Причём такие приборы могут выполнять регистрацию температуры как, внутри рефрижератора, так и снаружи рефрижератора, а это часто позволяет существенно уточнить общую картину перевозки груза.

Однако наличие даже самой совершённой аппаратуры контроля температуры далеко не достаточно для получения достоверной картины доставки груза, т.к. функционирование такой аппаратуры зачастую определяется выбранными пользователями местами установки контрольных регистраторов температуры. Это обусловлено, в том числе, и тем обстоятельством, что существующие на сегодня методики оценки распределения температурных полей в кузове рефрижератора основаны на использовании усреднённых вероятностных характеристик и не позволяют оценить точное значение температуры в каждой конкретной точке изотермического пространства в любой текущий момент времени.

Циркуляция воздуха вокруг груза и через него, является важнейшим фактором поддержания температуры продукта в процессе его перевозки. Во время циркуляции воздух, в зависимости от параметров, заданных для климатической установки транспортного средства, нагревает или охлаждает внутренний объём кузова, обеспечивая, таким образом, температуру, необходимую для поддержания льготного режима хранения скоропортящихся грузов. Если охлаждаемый воздух не может циркулировать со всех сторон вокруг груза, размещённого в изотермическом пространстве кузова, т.е. нагнетаемый климатической установкой воздушный поток не обеспечивает равномерный теплообмен всех поверхностей груза с воздушной средой, то в грузе могут появляться места (области) с повышенной и с пониженной температурой. Причём в реальных случаях величина этих отклонений может достигать нескольких градусов и выходить за границы заданного допуска для перевозки каждой конкретной категории груза. Более подробно эти вопросы рассмотрены в специальной литературе. Например, см. материал: Дзюба И. С. «Перевозка скоропортящихся грузов (Ч.2. Оптимизация режимов перевозки скоропортящихся грузов)» – Гомель. БелГУТ, 2002 г..

Порядок укладки груза – это ещё один важный фактор, влияющий на распределение температурного поля в изотермическом кузове (контейнере). Те продукты, которые выделяют тепло, например, фрукты и овощи, должны быть уложены так, чтобы воздух мог свободно протекать через них, отводя выделяемое тепло. Это называется «вентилируемой укладкой» продуктов. Продукты, которые не выделяют тепло (например, мясо и замороженные продукты), должны быть плотно уложены в середине кузова. Все продукты должны находиться на некотором расстоянии от боковых стенок, позволяя воздуху свободно циркулировать между кузовом и грузом; это предотвращает повреждение продуктов теплом, проникающим сквозь стенки кузова. Очень важно также проконтролировать величину температуры подлежащих перевозке продуктов непосредственно перед процедурой их загрузки в кузов (контейнер) и убедиться в том, что она соответствует требованиям транспортировки. Следует помнить, что рефрижераторы не предназначены для замораживания тёплых продуктов, а обеспечивают в штатном режиме лишь перевозку уже подготовленных к транспортировке продуктов, предварительно охлаждённых до специально оговоренной температуры перевозки.

Некоторые полезные практические требования по укладке грузов в рефрижераторах были в своё время систематизированы специалистами компании «Промавто».

В большинстве современных рефрижераторов уже предусмотрены штатные средства отслеживания температуры изотермического пространства кузова, данные от которых поступают к контроллеру, управляющему климатической установкой. Как правило, их показания сохраняются во внутренней памяти такого контроллера. Однако, учитывая, что температурное поле в кузове рефрижератора неоднородно, а размеры термодатчиков существенно меньше размеров кузова, нельзя утверждать, что показания таких датчиков однозначно объективно характеризуют текущую температуру внутри изотермического пространства автотранспортного средства. Можно только утверждать, что показания таких датчиков отражают изменение температуры в районе мест их установки. Размеры пространства, где эти показания верны, определяются многими обстоятельствами, среди которых: распределение воздушных потоков, характеристики расположения груза, тип и материал его упаковки, расположение мест выходов системы подачи воздуха климатической установки и т.п. Применительно ко всему объёму рефрижератора, можно считать, что такие датчики отображают изменение температуры в отдельно взятой точке. Причём такая контрольная точка выбирается производителями рефрижераторной техники, как некоторая характерная точка для усреднённого квазистационарного температурного поля в данном рефрижераторе. Безусловно, при выборе такой контрольной точки производители рефрижераторной техники руководствуются, прежде всего, «соображениями собственной выгоды», и поэтому устанавливают контрольные датчики в тех местах кузова, в которых, как правило, температура чаще всего с наибольшей вероятностью в любом случае поддерживается климатической установкой на заданном потребителем уровне (например, непосредственно рядом с выходом системы подачи воздуха климатической установки). Именно поэтому показания полностью автономных терморегистраторов, которые могут быть свободно размещены заинтересованным в качественной доставке контролёром в любой контрольной точке изотермического пространства кузова и даже внутри перевозимой продукции, намного более объективны по сравнению с показаниями проводных датчиков штатных систем мониторинга, которыми изготовители комплектуют изотермические транспортные средства.

При сходных конфигурациях изотермического кузова и одинаковых используемых климатических установках, места расположения контактных регистраторов (т.е. контрольные точки) будут совпадать для разных моделей рефрижераторов. Поэтому порой в среде специалистов по грузоперевозкам бытует мнение, что тип контрольного температурного регистратора определяется конкретным объёмом изотермического пространства кузова рефрижератора. С точки зрения физики это мнение не совсем верно. Поскольку, если размеры температурного регистратора существенно меньше размеров кузова рефрижератора, можно говорить только об измерении температуры в конкретной точке. Это относится не только к современным электронным регистраторам температуры, но и к любым другим датчикам температуры, в том числе и к популярным сегодня бесконтактным ИК‑термометрам. Поэтому, применительно к задаче контроля температуры грузов, транспортируемых рефрижераторами в реальных условиях, требуется применение нескольких автономных независимых контактных регистраторов, которые должны располагаться в точках с наиболее критическими параметрами (критические точки в соответствии с принципами ХАССП).

Для определения таких критических точек грузоперевозчик и/или грузоотправитель должен провести специальное индивидуальное исследование с целью изучения распределения температурного поля применительно к некоторому количеству характерных для конкретного предприятия схем укладки транспортируемого груза и используемых типов рефрижераторов. При этом следует учесть также и характер перевозок, т.к. при прочих равных условиях “температурная история” при перевозке со склада на склад и “температурная история” при развозке продукции с центрального склада на несколько торговых точек с промежуточными разгрузками – будут существенно отличаться. Для подобных исследований наиболее удобны малогабаритные автономные терморегистраторы ТЕРМОХРОН, используемые в режиме синхронного запуска, благодаря применению функции отложенный старт. Результатом такого исследования должна быть тщательно подготовленная согласованная и официально утверждённая внутренняя инструкция предприятия, закрепляющаяся регламент процедуры температурного контроля, определяющий: количество используемых контрольных регистраторов, места их расположения, порядок их установки и правила извлечения накопленных регистраторами результатов мониторинга, а также порядок и вид представления в отчётной документации информации о зафиксированной “температурной истории” доставки груза. При определении такого регламента в обязательном порядке должен учитываться также характер доставляемого груза и особенности используемой для его упаковки тары.

Например, если рефрижератор предназначен для доставки в торговые точки замороженной продукции, то в качестве контрольной точки установки регистратора температуры следует выбрать зону (место), в которой температура циркулирующего воздуха априори имеет максимальную положительное значение. Очевидно, что с учётом процедур частых разгрузок, такая точка находится в районе двери кузова автотранспортного средства, через которую ведут загрузку и разгрузку продукции. Обычно такую точку выбирают в верхней части кузова (непосредственно на притолоке двери). Если для перевозимого груза критично переохлаждение (перемороз, что особенно важно для жиких продуктов), то вторая точка выбирается рядом с выходом системы подачи воздуха климатической установки.

Для длинномерных рефрижераторов с дополнительными воздуходувами, контрольных точек размещения терморегистраторов может быть несколько, а расположены они должны быть равномерно, вдоль всей изотермы внутри рефрижераторного пространства.

Желательно, чтобы регламент порядка осуществления процедуры температурного контроля, закреплённый внутренней инструкцией предприятия, был согласован с представителями, как грузоперевозчика, так и с представителями грузоотправителя, поскольку формально их интересы находятся в некотором противоречии. Грузоперевозчик отвечает за температуру воздуха внутри кузова, а грузоотправитель – заинтересован в поддержании температуры непосредственно в упаковке с грузом, при снижении общих затрат на перевозку. Поэтому, чтобы между грузоперевозчиком и грузоотправителем не возникало споров по поводу правильности работы контрольных терморегистраторов, в договоре желательно отразить, согласованный вариант типовой схемы укладки груза, количество терморегистраторов, места их установки, методы крепления, а также требования к характеру представления результатов измерения температуры.

Важным также являются возможности представления результатов контроля транспортировки термонеустойчивых грузов. Результаты таких измерений чаще всего изображаются в виде графика зависимости температурных значений от времени, захватывая всю экспозицию (продолжительность временнОго интервала) доставки груза. При этом, чем меньше был задан интервал между измерениями, тем более изломанный вид будет иметь такой результирующий график. Это объясняется тем, что регистраторы с более высокой частотой измерения будут фиксировать быстрые флуктуации (изменения) температуры, которые зависят от многих факторов. Пример: изменение плотности воздушного потока, нагнетаемого климатической установкой, фазы переключения компрессора этой установки, открывания двери кузова при промежуточных разгрузках, и т.п. Для снижения таких эффектов в качестве крепления терморегистраторов используют специальные элементы, предназначенные для сглаживания температурных колебаний (пример: коробки из пенопласта или поликарбоната, пластиковые пакеты с герметичной защёлкой гиппером и т.п.). Аналогичные результаты легко получаются без каких‑либо затрат на изготовление промежуточных приспособлений при использовании специальных методов математической обработки зафиксированных регистраторами результатов. Программные продукты, реализующие подобные методы обработки результатов, накопленных в памяти регистраторов ТЕРМОХРОН, доступны на сайте www.elin.ru , например, макрос «Генератор отчета ThermoChron Protocol». Существуют и более эффективные методы оценки интегрального энергетического воздействия на термонеустойчивую продукцию, изменение величины температуры которой зафиксировано терморегистраторами, ‑,например , учёт особого расчётного параметра Средней Кинетической Температуры (СКТ). Причём упомянутый выше макрос ThermoChron Protocol от НТЛ “ЭлИн” также позволяет выполнить расчёт этого параметра.

Некоторые производители измерительных приборов уже закладывают в алгоритм обработки результатов, фиксируемых поставляемыми ими терморегистраторами, функцию получения среднеквадратических значений температуры. Поэтому следует учитывать, что некорректно сравнивать показания терморегистраторов с представлением результатов в виде прямых (первичных) измерений температуры с показаниями терморегистраторов, которые фиксируют информацию в виде вычисленных среднеквадратических значений температуры, т.к. в этом случае не соблюдается единство представления выходных результатов измерений.

Методы крепления регистраторов ТЕРМОХРОН в контрольных точках достаточно подробно описаны на сайте НТЛ «ЭлИн» в разделе «Способы крепления защищённых регистраторов iButton». При креплении терморегистраторов в кузовах рефрижераторов основными требованиями к выбираемому способу крепления является, во‑первых, обеспечение гарантированной НЕвозможности извлечения регистратора из контрольной точки с целью последующего перемещения его в среду с льготной температурой, и, во‑вторых, в использовании специальных средств защиты регистраторов от вероятных внешних воздействий. При этом такие внешние воздействия могут подразделяться:

В любом случае выбранный способ крепления контрольных терморегистраторов в обязательном порядке должен быть отражён или даже закреплён в Договоре с транспортной организацией. При этом Заказчик транспортных услуг в праве требовать от транспортной организации подрядчика использования именно того варианта крепления терморегистраторов, который представляется Заказчику оптимальным в конкретном случае. Даже, если для реализации такого способа крепления требуется механическое воздействие на кузов (например, крепление регистратора ТЕРМОХРОН посредством специальных скоб, или же использование для защиты таких приборов от внешних механических воздействий накладных стальных П‑образных скоб).

Условно все перечисленные выше требования можно назвать требованиями по «привязке» контрольного терморегистратора к месту (или по‑другому к критической контрольной точке).

Также в каждом Договоре на доставку скоропортящейся продукции должно быть отражено положение по однозначной идентификации используемого средства измерения, т.е. условно – привязка к индивидуальному номеру терморегистратора. Это необходимо, т.к. всегда остаётся возможность подмены исходного терморегистратора, в памяти которого хранится реальная “температурная история” на терморегистратор, в памяти которого смоделирована фальсифицированная версия “температурной истории” доставки. И в этом отношении использование регистраторов ТЕРМОХРОН оптимально, поскольку каждый из них имеет гарантированно уникальный индивидуальный идентификационный номер, который гравируется на его корпусе и записывается во внутренней памяти устройства. Кроме того, убедительно доказано, что результаты измерений, хранящиеся в памяти терморегистратора ТЕРМОХРОН с работающим узлом часов/календаря реального времени, подделать невозможно. Поэтому в Договоре на доставку обязательно должна быть предусмотрена отдельная операция по сличению индивидуального номера регистратора установленного в контрольной точке, при погрузке подлежащей транспортировке продукции с индивидуальным номером, считанным с корпуса регистратора в точке выгрузки доставленной продукции. Это действие может быть пропущено при использовании специальных мер пломбировки мест крепления терморегистраторов.

Кроме того, базовый комплекс TCR, предназначенный для полномасштабного обслуживания регистраторов ТЕРМОХРОН, имеет специальную функцию сохранения данных, накопленных в памяти регистратора, в виде защищённого шифрованного файла, организованного с использованием современных технологий хранения электронной информации, что полностью исключает подделку “температурной истории”, извлечённой из памяти контрольного регистратора.

Таким образом, для проведения объективного мониторинга “температурной истории” доставки скоропортящегося груза предприятием, которому небезразлично конечное качество произведённой им продукции, поступающей к Заказчику с использованием транспортных средств, необходимо применять дополнительные автономные терморегистраторы. Такие регистраторы должны быть сертифицированы в качестве средства измерения или входить в его состав. Также они должны быть зарегистрированы в Госреестре средств измерений, допущенных к применению в РФ. Оптимально использовать в качестве таких терморегистраторов бюджетные устройства ТЕРМОХРОН, которые входят в состав зарегистрированного в Государственном реестре средств измерений измерительного комплекса TCR.

Грузоперевозчик или грузоотправитель должен иметь утверждённую инструкцию, в которой на основании экспериментальной проверки, должны быть описаны для используемых разновидностей рефрижераторов типовые схемы укладки груза, количество терморегистраторов и места их установки. Там же должны быть описаны методы крепления и пломбирования регистраторов, а также порядок сверки их индивидуальных номеров. В этой же инструкции должен быть прописан регламент проведения операций по извлечению из памяти регистраторов результатов выполненного ими мониторинга температуры, а также однозначно изложены требования к порядку и виду представления зафиксированных результатов регистрации температуры в контрольных точках в ходе доставки груза.

Ссылка на данную инструкцию (регламент) или перечисленные выше требования должны быть закреплены в Договоре на доставку, заключаемом между поставщиком и перевозчиком или между получателем и перевозчиком .

Полезные документы по затрагиваемым в статье вопросам

Файл Содержание
Размер
Дата
psg_1 И. С. Дзюба "Перевозка скоропортящихся грузов (Ч.1. Выбор способов перевозки скоропортящихся грузов)" – Гомель. БелГУТ, 1999 г.
396 K
29.09.11
psg_2 И. С. Дзюба "Перевозка скоропортящихся грузов (Ч.2. Оптимизация режимов перевозки скоропортящихся грузов)" – Гомель. БелГУТ, 2002 г.
482 K
27.09.11
pp "Рекомендации по размещению груза в автофургоне‑рефрижераторе" (По материалам сайта компании «Промавто» (2012 год))
111 K
07.06.12
1tc "Рефрижераторные перевозки" (По материалам сайта компании «1‑я Транспортная»)
112 K
07.06.12
mu Н.И. Костенко, А.Ю. Костенко, А.А. Яньшин. "Техническое обеспечение железнодорожного хладотранспорта" (Методическое пособие) ‑ Хабаровск. Центр дистанционного образования. 2009 г.
2,2 M
07.06.12

Наверх